суббота, 20 августа 2011 г.

С 24 июля мы педагоги- библиотекари?

С 24 июля 2011 года вступил в силу приказ от 31 мая 2011года №448н г. Москва " О внесении изменения в "Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". 
Раздел III "Должности педагогических работников" дополнен  квалификационной характеристикой должности "Педагог-библиотекарь".
"Педагог-библиотекарь"

Наименование должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

  Должностные обязанности:
основные направления: 
  • Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. 
  • Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов. 
  • Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. 
  • В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. 
педагогическая направленность
  • Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач.
  • Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. 
  • Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.
 информационно- библиотечная деятельность
  •  Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. 
  • Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом. 
 административно- педагогическая деятельность

  • Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.
  • Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы.
  • Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательного учреждения. 
  • Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем. 
  • Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения. 
  • Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности.
  • Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. 
  • Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.


Должен знать: 
  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; 
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения; 
  • методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок; 
  • основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены; индивидуальные особенности развития детей разного возраста;
  • специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности;
  • современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота; 
  • нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы; 
  • профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения; правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда; 
  • условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках; 
  • современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании;
  • систему классификации информации и правила составления каталогов;
  • единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; 
  • порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда; 
  • порядок составления отчетности о работе библиотеки; 
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; 
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.


Требования к квалификации.  
  • Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование
  • без предъявления требований к стажу работы.
Опубликовано в "РГ" - Федеральный выпуск №5526 от 13 июля 2011 г.

       Приказ вступил в силу, но пока что  у нас, в Омске, тишина. 
24 августа будет проходить Городская августовская конференция работников муниципальной системы образования, но в этом году(собственно, как и прошлом) секции школьных библиотекарей не предусмотрено. А жаль. Нам есть что обсудить.